Натиг Насирли М2

Главная | Регистрация | Вход
Суббота, 04 Май 2024, 05:20
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории каталога
Мои статьи [0]
Общая история [1]
Кавказская Албания [0]
Государствы [0]
Сефевиды [0]
Ханствы [0]
АДР 1918-1920 [0]
Полководцы [2]
Писатели и поэты [14]
Выдающиеся личности [10]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 75
Главная » Статьи » Писатели и поэты

Имадэддин Насими (1370-1417)
        Nesimi                      
В XIV веке жил и творил поэт Насими Имадэддин. Насими-крупнейший азербайджанский поэт конца XIV века. Основоположник традиции письменной поэзии на азербайджанском языке Сеид Имадэддин Насими родился в Шемахе в 1370 году. Шемаха столица Ширвана, славилась на Ближнем Востоке, как культурный город с богатыми литературными традициям. Насими получил хорошее образование; он изучал, кроме арабского и персидского языков, математику, логику, астрономию, философию.
 
        Основы демократического мировоззрения будущего поэта были заложены ещё в юношеские годы, которые он провёл в кругу городских ремесленников.Жизнь и творчество поэта совпали с нашествием орд Тамерлана (1336- 1405). Полчища Хромого Тимура не раз проходили по равнинам Азербайджана, не раз в степях Карабаха воздвигались шатры этого завоевателя. Тяжелые годы владычества тимуридов, принявших мусульманскую религию, нашли свое отражение и в творчестве Насими.

      Тимур был мусульманином и принял шиизм. Мусульманское духовенство и феодалы раболепствовали перед ним, восхваляли его кровавые походы. Они были равнодушны к жертвам, которые приносил азербайджанский народ алчному и мстительному властелину.Но против владычества тимуридов и ислама подымалась затаенная ненависть народа. Идейным выражением протеста масс явилось широкое распространение сектантского движения в Иране и Азербайджане. Во главе созданного этим движением ордена "Хуруфи" стал один из лучших людей своего времени - Фазлулла и Насими Астрабадский.Члены ордена "Хуруфи", возглавляемого Фазлуллой Астрабадским, смело и настойчиво разоблачали догматы ислама и собирали вокруг себя тысячи мюридов, находивших здесь некоторое убежище от гнева и насилия Тимура.

        Хуруфиты считали, что Коран Магомета - это чудесный образ аллаха, явленного пророку. Человек, "познавший буквы", становится выше самого себя. Подобный человек может стать и богом. Исходя из учения Хуруфи, Фазлулла признавал тождество человека с божеством. Его знаменитая формула "аллах - это я!" имела огромное распространение по всему Ближнему Востоку и Азербайджану. Путешествуя по многим странам, Фазлулла пропагандировал свое учение, в целом направленное против ислама и владычества тимуридов. Долгое время он жил в Азербайджане, в частности в Баку. В 1303 году Фазлулла был зверски убит третьим сыном Тимура, Миран-шахом.

         Насими был одним из горячих приверженцев хуруфитов. Вся его жизнь и творчество были посвящены пропаганде идей хуруфи, борьбе с тимуридами и религией.

Насими долгое время он жил в Азербайджане и написал диван на азербайджанском языке. Он был одним из крупных ученых своего времени, прекрасно разбирался в схоластической премудрости мусульманского Востока, свободно писал стихи на философские темы на трех языках и пользовался большой известностью среди своих современников.

 
        Смерть своего учителя, Фазлуллы Астрабадского, Насими воспел в чудесных стихах, завоевавших широкую популярность. В элегии, посвященной образу казненного учителя, поэт призывает его вернуться к жизни:  
 
 
О душа, от разлуки с тобой, от горя мое сердце кровью полно, вернись!

Слезами моих очей полон мир, и буря в мире, вернись!

Вырвал из рук моих твои черные кудри, ветер.

Мое сердце горем и смятеньем полно, вернись! 

 
         После долгого пребывания в Азербайджане Насими отправился в путешествие по Ближнему Востоку. Он попал в Алеппо, где и поплатился жизнью за свое антиисламистское учение о хуруфах, о боге и красоте. В Алеппо у него нашлось много друзей, распевавших на улицах и базарах города его чудесные стихи о земной радости и человекобоге. Изуверы, услыхав эти богохульные песни, как повествует предание, схватили одного из друзей. Насими, смелого чтеца, и повели его на казнь. Когда Насими услышал об аресте друга, он прибежал к месту казни и остановил палачей, уже собиравшихся накинуть петлю на свою жертву. "Отпустите этого человека, - сказал поэт, - стихи принадлежат мне, наказание заслужил не он, а я! "Изуверы Алеппо хорошо знали об этом и без признания автора. Они воспользовались случаем, и толпа фанатиков потащила поэта на виселицу. Правитель Алеппо отдал приказ о его казни. 

         Насими умер мученической смертью. С живого поэта содрали oкожу. Долго мучили его безжалостные палачи, но, уже обессиленный и умирающий, он все твердил слова своего учителя, основу учения хуруфитов: "Аллах - это я!" Тогда муллы, издевавшиеся над мучеником, обратились к нему с вопросом: "Если ты аллах, так почему же бледнеет твое лицо?" Насими, как повествует народное предание, собрал последние силы и ответил палачам: "Я - солнце, взошедшее над горизонтом великой любви. Когда солнце совершает последний путь на запад, оно бледнеет".

         Так умер великий азербайджанский поэт XIV века, Насими Имадэддин. Насими оставил богатое поэтическое наследие на азербайджанском, фарсидском и арабском языках. Он создал прекрасные лирические стихи, в которых на понятном народу языке воспевал свое философское учение. Он разделял народную ненависть к господствующей знати. В литературе средневекового Азербайджана Насими был самым близким народу поэтом.Большое место в творчестве Насими занимают лирические стихотворения. В них поэт противопоставляет себя небесам, возвеличивает человека:

 
Я иногда хочу молить, чтоб появилась ты.

Хочу сгореть в твоем огне - я эту смерть приму.

Внемлите слову Насими, я мудро говорю.

Отнялся у небес язык - он небу ни к чему. 

 
          Жизнь в понимании Насими - это эволюция. Мир был создан в результате развития материи. На формирование философских взглядов Насими оказали несомненное влияние греческие философы-материалисты.Насими отвергает учение Корана. Он призывает мусульман отказаться от служения аллаху и религии. Образ человека - центр, вокруг которого развивается вселенная. Взгляды Насими были прогрессивными для XIV века. Его литературное наследие - один из интереснейших этапов развития общественной мысли феодального Азербайджана. Устами поэта говорила оппозиция против ислама и тимуридов. Блестящая лирическая поэзия Насими и его идеи имели большое влияние на последующее развитие азербайджанской литературы (Хабиби, Хатаи). Именем Насими кончается средневековая история поэзия Азербайджана и начинается новый этап азербайджанской культуры, венцом которого явился великий поэт XVI века - Мухаммед Физули.
 
 
Газели

Что за прекрасный образ здесь...

"Бахария" 

 Источник: http://www.axtar.az/

Категория: Писатели и поэты | Добавил: natiq (09 Окт 2007) | Автор: Натиг
Просмотров: 824 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2024 | Конструктор сайтов - uCoz