Натиг Насирли М2

Главная | Регистрация | Вход
Суббота, 04 Май 2024, 03:02
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории каталога
Мои статьи [0]
Общая история [1]
Кавказская Албания [0]
Государствы [0]
Сефевиды [0]
Ханствы [0]
АДР 1918-1920 [0]
Полководцы [2]
Писатели и поэты [14]
Выдающиеся личности [10]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 75
Главная » Статьи » Писатели и поэты

Имран Касумов (1917-1981)

        Популярность Касумова Имрана Ашум оглы как писателя началась с книги "На дальних берегах", отражавшей подвиг лучших сынов народа во время II мировой войны. А следующая страница его творческой биографии также сконцентрировала в себе наиболее важные проявления народной активности - трудовой подвиг послевоенных лет, основание подводных нефтяных месторождений. В эти годы к самоотверженному труду азербайджанских нефтяников было приковано внимание всей страны. Пульс времени проявлялся в ритме скважины, уходящей в морское дно.  

 

         Свыше сорока лет трудился в литературе Имран Касумов. Начиная с первой его пьесы "Арзу", поставленной в 1938 году на сцене азербайджанского театра, и вплоть до конца своих дней главным для него оставалась тема рабочего класса, тема трудового подвига азербайджанских нефтяников, а если брать шире,-тема современника, активно создающего будущее. И пьеса "Арзу", и сценарий фильма "Новый горизонт", по которому Бакинская киностудия выпустила в 1940 году большой художественный фильм, были посвящены жизни и труду бакинских нефтяников.Так или иначе, лейтмотивом всего творческого пути писателя был подвиг людей-наших земляков, подвиг трудовой и ратный, словом, жизнь и труд человека наших дней.

 

        Этот мотив пронизывает произведения и драматургические, наиболее значительные из которых-пьесы "Заря над Каспием", "Зачем ты живешь?", "Человек бросает якорь", "Мы так недолго живем", "Шире круг" завоевали широкую популярность Перу И.Касумова принадлежат и сценарии таких известных у нашего зрителя фильмов, как "Новый горизонт", "Наша улица", "Настоящий друг", "Ее большое сердце", "Ритмы Апшерона" и десятки других художественных и документальных лент.В свое время явлением большой ценности в историю азербайджанской литературы вошел роман "На дальних берегах", созданный в соавторстве с писателем Гасаном Сеидбейли. Герои "военных книг" И.Касумова-представители разных национальностей, сражавшихся с фашизмом. Это-русские, украинцы, белорусы, поляки, французы, итальянцы-все те, с кем бок о бок воевали против гитлеровцев Мехти Гусейн-заде, Джейран Сафарова и другие наши земляки.

 

         Примечательной чертой прозы И.Касумова зрелых лет представляется появление произведений новой жанровой формы. Это-повесть, как бы вобравшая в себя и перемоловшая элементы документальных жанров очерка и путевого дневника. Такой оказалась структура задуманного писателем триптиха "Азербайджанский ковер". Названия двух, появившихся отдельными книгами частей-"Французский гобелен" и "Итальянская мозаика"-включают не столько указания на географию места действия, а отражают суть темы современной, рассмотренной однако с позиций историзма.Имрану Касумову-писателю и драматургу, был свойственен постоянный поиск и новых характеров, и новых героев, которых он открывал широкому читателю, создавая таким образом художественную летопись подвига лучших сынов азербайджанского народа. В этом-главная причина успеха его книг-и романа "На дальних берегах", и названных повестей. Но, пожалуй, не менее важна и другая сторона творчества писателя-а именно, поиски новых форм и решений, стремление обновлять художественную палитру, совершенствовать повествовательную технику. Благодаря этому антивоенное содержание и тема войны максимально приближались к животрепещущему репортажу, публицистическим документальным формам.

 

         "Французский гобелен" и "Итальянская мозаика"-путевые очерки. Но не только. В первой из названных повестей автор вводит нас в лабораторию творческого поиска, начатого из-за героини для задуманной книги писателя-азербайджанской девушки Джейран Сафаровой, участницы французского Сопротивления. И описания Парижа, Франции, где сражалась в годы войны и погибла Джейран, архитектурных памятников и примет послевоенной действительности, образа жизни и уклада французов, всего того, что обычно наблюдает писатель-путешественник, группировались здесь в связи с главной задачей-уточнения замысла будущей книги о героизме погибшей девушки. Но в повествовании неожиданно начинали обозначаться новые сюжеты, поиск прототипа героини развертывался в увлекательный, сюжетно оформленный рассказ о современной Франции и ее народе.

 

         События прошлого, годы Сопротивления не остаются историей, а рассматриваются с точки зрения актуальной политической и международной жизни. Значимым становится и подвиг самой Джейран, и та жертва, которую она, вместе с тысячью других патриотов-интернационалистов, принесла во имя будущей свободы французов и современной Франции."Итальянская мозаика" возвращала нас к уже состоявшемуся ранее открытию ("На дальних берегах")-образу героя Мехти Гусейн-заде, полюбившемуся читателю. Это стало возможным в результате поездки писателя в Италию, за горстью земли с могилы Мехти Гусейн-заде для пьедестала сооружающегося в Баку памятника герою.И здесь, в пестрой мозаике послевоенной Италии, писатель стремился как бы вслушаться в живой пульс общественной жизни страны. Встречи с итальянскими ветеранами Сопротивления, бывшими партизанами-соратниками Михаилы (так называли Мехти Гусейн-заде его товарищи по оружию), писателями Альберто Моравиа, Карло Леви, Гоффредо Паризе, Жоржем Сименоном (в Швейцарии), размышления об итальянской литературе, обращение к культурному наследию народа, его искусству и архитектуре,-вся эта путевая мозаика была подчинена авторскому замыслу. Все объединилось антивоенной по существу и интернациональной по духу темой Мехти Гусейн-заде и итальянского Сопротивления.В повести отчетливо были показаны симпатии простых итальянцев, в памяти которых еще свежи были воспоминания о тех, кто отдал жизнь за независимость Италии.

 

         Освещая светом историзма события прошлых и послевоенных дней, автор делал убедительным беззаветный героизм наших людей, верных своему интернациональному долгу.Подобное историческое осмысление темы обнаружилось и в произведениях, посвященных рабочему классу. Так, в ряду с пьесами "Человек бросает якорь", "Заря над Каспием", а также сценариями к фильмам "Повесть о нефтяниках Каспия" и "Покорители моря", вошедшим в золотой фонд мирового кино, появляется роман "Годы идут", созданный в соавторстве с Гасаном Сеидбейли и отразивший интерес Имрана Касумова к истории рабочего класса Баку, к теме становления нового поколения рабочих-нефтяников.

 

         Рабочая тема для Имрана Касумова всегда самая важная, основная. И, отражая жизнь бакинских нефтяников, их быт, сложные человеческие судьбы, повседневный ритм их труда, роман "Годы идут", вместе с тем, обозначая определенную историческую перспективу, подводил нас к ощущению того, что в жизни и труде современного рабочего выражена своего рода генетика качеств, складывавшихся издавна, с тех самых времен, когда пролетариат Баку трудом и потом, своей самоотверженной борьбой утверждал свое право быть хозяином на нефтепромыслах, с которых были сметены революцией "нефтяные короли" прошлого.Читая этот роман, можно было понять истоки самоотверженности наших современников-рабочих-нефтяников, и лучше представить атмосферу тех памятных лет, как бы ощутить самый воздух, насыщенный не только копотью горящих от злодейской руки нефтепромыслов, но и острым классовым антагонизмом, решимостью рабочего класса отстоять до конца возвращенные народу сокровища и среди них главное-нефть. Вряд ли следует считать рассказ об этих событиях книгой только о прошлом Баку и его рабочем классе, представленном здесь семьей рабочего Боброва (отца и сына), его другом-уста Марданом, которые как бы выведены на авансцену повествования в ответственный момент налаживания на промысле невиданного дотоле эксперимента по внедрению турбобура.

 

         Скорее всего-эта книга о нескольких поколениях, о преемственности рабочей традиции, о кристаллизации характера, о становлении качеств, которые определяют облик современного рабочего-интернационалиста, гордого за свое рабочее звание, патриота и новатора.Эволюцию генетических качеств мы наблюдаем в смене трех поколений, представленных в романе. Она как бы пронизывает историю жизни нефтяника Мардана и семью его друга-старого рабочего-большевика Василия Лукича Боброва, давшего "второе поколение"-инженера-новатора Николая Боброва. Молодой Бобров опередил своим экспериментом достижения зарубежной техники и стоит на пороге "новый эры" в отечественной нефтедобыче. Именно с этим экспериментом и связаны наиболее драматичные сюжетные коллизии, обнаруживающие не только противостояние сил рабочих и всех честных людей промысла, с одной стороны, и врагов, явных и замаскированных, с другой. С этого эксперимента как бы начинается и движение характеров, эволюция тех самых генетических качеств, которые должны были обозначиться и в "третьем поколении"-внуках старого Мардана, в частности, у Зарифы, делающей в качестве оператора первые шаги на нефтеперегонном заводе. Именно к ней-то и ко всем ее современникам, подросткам и взрослым, была обращена книга, смысл которой в воссоздании этой трудовой связи, перекличке поколений, в осмыслении в историческом аспекте процессов нравственного роста, наблюдаемых в смене рабочих поколений.

 

          Авторы-Имран Касумов и Гасан Сеидбейли сделали попытку восстановить картину довоенного быта и труда рабочих некогда одного из самых ведущих нефтепромыслов в Сабунчах, как бы реконструировать характер производственных и иных отношений, дать образ человека в производственной сфере, в быту и семье, обозначить главные черты его духовной и социальной устремленности, что определяет характер творческих исканий вообще в романе тех лет.И.Касумов мыслил не просто как художник, а как художник-публицист, нацеленный к бескомпромиссной схватке во имя истины.Всмотритесь в его героев, в их жизнь, в их поступки. Вот члены бригады морских нефтяников из пьесы "Человек бросает якорь". Это-не традиционные "трудяги", вкалывающие "по две нормы", а вполне обычные молодые люди. Непосредственные в проявлении своих чувств и привязанностей, они тверды и принципиальны во всем, что составляет их главные интересы-труд, товарищество, дружба, рабочая честь, непримиримость к недостаткам. Вот почему они столь суровы к Рамизу-их новому бригадиру, который заступил на место их погибшего товарища. Заступил, но не занял еще его места на буровой, в их сердцах. Пройдет еще немало времени, исполненного напряженного труда и проверки на дружбу и товарищество, прежде чем Рамиз завоюет это право стать своим в этом коллективе. Именно завоюет,-ведь такова среда, самый климат, созданный молодыми рабочими на буровой; в этой атмосфере не может быть места эгоизму и себялюбию, противоречащим коллективизму и дружбе, рожденным суровым трудом на морской буровой. Нас покоряет в молодых героях присущая им романтическая окрыленность, нравственный максимализм.

 

         Образы таких героев и есть, по существу, художественное открытие писателя, бывшего особенно внимательным прежде всего к духовной, внутренней сути своих героев. И не только в драматургии, но и в очерках, посвященных крупным мастерам советского искусства. Кстати, в этих очерках о творческой интеллигенции, которые, безусловно, явились заметным достижением очерковой прозы, синтез элементов "очерка", "творческого портрета" и "мемуаристики" рождал новый сплав прозы-продукцию творческой лаборатории Имрана Касумова. Вкладом в советскую публицистику следует считать очерки писателя о Кара Караеве и Романе Кармене, опубликованные в свое время в "Литературной газете". В них автор фиксировал внимание на творческой жизни и стремлениях своих героев. Воспринимая их как бы с близкой дистанции, давая почувствовать их главную нацеленность в творчестве, Имран Касумов создавал выразительный и точный портрет, обогащая его филигранной стилистической отделкой, включавшей всю палитру орнаментальной образности национального языка и высокую стилистическую культуру русской публицистической лексики. В создаваемом портрете проявлялась, что называется, живопись словом. Не размашисто, не монументируя натуру, а акварельно вычерчивая все самое главное и второстепенное, писатель и создавал портрет своего современника, как и он, целеустремленного в творчестве.

 

         Эти особенности и мастерство публициста особенно проявились в его книге "Высокое призвание", вышедшей в издательстве "Советский писатель" в 1979 году и объединившей произведения, статьи и выступления последних лет, созданные, главным образом, в жанрах публицистики, путевого очерка, "творческого портрета" и т.п. Они были написаны " разное время и по разному поводу, но обнаруживали нечто общее с его же работами в области драматургии и прозы. Это общее-кровная, гражданственная заинтересованность писателя в важнейших процессах и событиях общественной и культурной жизни.Одно лишь перечисление литературных имен и проблем, которым отдано внимание публициста и очеркиста И.Касумова, позволяет представить амплитуду его интересов: здесь и творчество М.С.Ордубады, С.Рустама, С.Вургуна, Р.Рзы, поэтов и писателей братских литератур-С.Есенина, М.Шолохова, Ч.Айтматова, проблемы развития классического наследия, задачи текущего литературного процесса и т.д. и т.п.Слово о Вагифе, о Насими, о Самеде Вургуне...

 

          Много написано о них, стихи их популярны и изучены, стали крылатыми их изречения. Кажется, к этому известному нечего больше добавить. Тем более в речи по случаю юбилея...Но, читая книгу И.Касумова, ловишь себя на том, что мысли, стихи, биографические подробности, исторические факты обретают в интерпретации автора какой-то новый смысл: свежо и по-новому осмысляется известное, изученное. Происходит это по двум причинам. Вживаясь в исследуемый и представляемый материал, автор как бы изнутри открывает его нам, открывает сложный и противоречивый мир творца, его эпоху и жизнь. Вторая причина-выразительность мысли, публицистичность писателя, стремящегося идти вровень со своим временем, а потому должного держать в поле своего зрения главные, актуальные, непреходящие цели и проблемы. Как в жизни, так и в литературе...Пожалуй, важнейшей основой внимания к прошлой литературной традиции и нынешнему процессу можно считать гражданственность мысли писателя. Обращаясь к классическому опыту, к источнику животворному и неиссякаемому, И.Касумов вводит национальные явления в широкий контекст литературы мировой. Не будучи специалистом-литературоведом, он осмысляет и обозревает классику и как читатель, и как публицист, что в итоге позволяет представить в свежем исследовательском ракурсе классическое наследие.Точно так же обстоит дело, когда он берется судить о мастерах искусства-о певце Р.Бейбутове, композиторе К.Караеве, кинооператоре Р.Кармене..."Бригантина Кара Караева"-один из наиболее интересных портретов этой галереи. Осмысляя вклад композитора, направление его творческих поисков, писатель вскрывает их суть. Вот, например, суждение о музыке выдающегося композитора: она - "сама современность во всех ее откровениях и трудностях, попытка с новым технологическим оснащением заглянуть в будущее".

 

          А вот о нем самом: К.Караев любит родную землю, ее "изумительный древний мелос, и тем не менее еще одним регистратором этого несомненного факта он не стал: утоляя жажду из этого кристального родника, он не остался сидеть возле него".О приемах автора, его способности поворачивать интересной, неожиданной гранью предмет, увлекать слушателей, вовлекать их в лабораторию творческого поиска можно сказать его же словами (как он сам говорит о К.Караеве): дело "не в элементарных энциклопедических сведениях, а в глубинном познании и, в девяти случаях из десяти, в поразительно оригинальном толковании-этакий хрусталик в мозгу, который преломляет информационный луч в совершенно неожиданном ракурсе".
 
Источник: http://www.axtar.az/ 
Категория: Писатели и поэты | Добавил: natiq (09 Окт 2007) | Автор: Натиг
Просмотров: 1232 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2024 | Конструктор сайтов - uCoz