Натиг Насирли М2

Главная | Регистрация | Вход
Пятница, 03 Май 2024, 23:52
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории каталога
Мои статьи [0]
Общая история [1]
Кавказская Албания [0]
Государствы [0]
Сефевиды [0]
Ханствы [0]
АДР 1918-1920 [0]
Полководцы [2]
Писатели и поэты [14]
Выдающиеся личности [10]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 75
Главная » Статьи » Писатели и поэты

Катран Тебризи (1010-1080)

        Абу Мансур Катран Тебризи - крупнейший представитель начального периода развития персо-язычной азербайджанской литературы. Он жил и вторил в середине XI века в двух больших городах Азербайджана - Тебризе и Гяндже. Катран был современником философа Бахманяра и поэта и литературоведа Хатиба Тебризи. Жизнь самого Катрана Тебризи обстоятельно не исследована.Предполагается, что поэт родился около 1010-1013 года недалеко от Тебриза, в селении Шадидабад, и в возрасте 20 лет переехал в Гянджу, где и прославился при дворе Шаддадидов (правитель Аррана Абуль-Хасан Лашкари). Затем он переехал в Тебриз, направляя тамошнему правителю письма в стихах (жалобы), пытался вернуть оставленный его отцом сад. Из стихов Катрана Тебризи становится ясно, что в его время при дворах правителей было много поэтов.Прожив в Гяндже около 10 лет, катран уехал в Нахичевань, а позже вернулся в родной город Тебриз.

 

        Судя по некоторым строкам замечательной касыды, посвящённой страшному землетрясению, постигшему Тебриз в 1043 году, поэт был очевидцем этой трагедии. В этом стихотворении наряду с передачей настроений поэта, его горя и размышлений, даны и описания землетрясения, есть интересные образы и сравнения. Тебризи прожил здесь довольно долго и в преклонном возрасте снова переехал в Гянджу. Он умер в конце 80-х годов XI века.Среди произведений Катрана Тебризи есть исторические описания, посвященные войнам, которые происходили в стране в XI веке. Встречающиеся в стихотворениях Катрана Тебризи описания весны, осени, зимы и т.п., а также образный строй его поэзии сыграли определенную роль в последующем развитии азербайджанской поэзии и, в частности, в творчестве Фелеки, Хагани и Низами.Правила восточного стихотворения (поэтика) требовали от поэта умения давать различные описания (васф).

 

        Если поэт умел дать описание на предложенную ему тему, то считался искусным стихотворцем. У Катрана Тебризи много различных описаний такого рода. Им использованы все традиционные темы: весна, вино, красавица, бой, оружие, замки, кони и т.п.  

 

 

 

 
В день свиданья о разлуке не могу не думать,нет!

Отощал, как полумесяц, обошедший целый свет. 

 

 
Я страшусь заката солнца, на закат глядеть боюсь,

Я страшусь луны затменья, не гляжу на лунный свет. 

 

К дорогой стремлюсь, но сердцу я разлуку разрешил.

На свидание с любимой наложил я свой запрет: 

 

Потому что за свиданьем час разлуки настает, —

А в разлуке я надеждой на свидание согрет. 

 

Только я ее оставлю — вмиг за мной она бежит,

Словно лик луны, прекрасна и стройна, как минарет. 

 

Губы гневно сжав и очи устремивши на меня,

Вся к прыжку она готова, словно барс, нашедший след.

 

И уйти не позволяет, шепчет мне: «Не уходи!

Что прикажешь — всё исполню! Без тебя мне жизни нет!»
 
Источник: http://www.axtar.az/ 
Категория: Писатели и поэты | Добавил: natiq (09 Окт 2007) | Автор: Натиг
Просмотров: 1867 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2024 | Конструктор сайтов - uCoz