Натиг Насирли М2

Главная | Регистрация | Вход
Суббота, 18 Май 2024, 07:59
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории каталога
Мои статьи [0]
Общая история [1]
Кавказская Албания [0]
Государствы [0]
Сефевиды [0]
Ханствы [0]
АДР 1918-1920 [0]
Полководцы [2]
Писатели и поэты [14]
Выдающиеся личности [10]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 75
Главная » Статьи » Писатели и поэты

Ильяс Эфендиев (1914-1997)
        Популярности И.Эфендиева у азербайджанского читателя может позавидовать любой писатель. Его произведения сразу же привлекали к себе внимание, а пьесы становились событием в театральной жизни, как это было при постановке пьес "Ты всегда со мной", "Хуршидбану Натаван", "Хрустальный дворец", "Семья Атаевых", "Не могу забыть", "Моя вина", "Песня осталась в горах", "Потерянный дневник". В романе "Не оглядывайся, старик", который воссоздает события, связанные с процессом коллективизации, герои-простые крестьяне, кочевники. Меняется жизнь в деревнях, на пастбищах и эйлагах. Меняются характеры и психология людей разных судеб под воздействием процессов, затронувших их уклад и образ жизни.
        Писателя интересовали проблемы нравственные, и даже обращаясь к исторической теме, он пытался всмотреться в то, что называлось внутренним миром, миром души. Работая над современной пьесой, в жанре лирической комедии, он стремился дать новый ракурс в раскрытии духовного мира молодых героев, показать, что они могут и что они должны делать в своем служении обществу. И главной темой становилась тема ответственности перед людьми и обществом, выбора жизненной позиции молодым человеком.В детстве он знал одного сказочника-кудесника, который собирал большой круг слушателей. Здесь были и взрослые и дети. На его глазах происходило чудо рождения занимательного сюжета, напряженного рассказа о добре и зле, о богатых и бедных... Проходил вечер, но повествование не заканчивалось. Слушатели неохотно расходились, и на завтра старались поскорее закончить свои дела, чтобы послушать продолжение занятной истории...
        Некоторые современные повествователи работают в духе того рассказчика, пытаясь "вытянуть" сюжет до объема большой повести или романа, хотя жизненный или человеческий материал этих сказаний легко можно было бы уместить в рамках рассказа... Такие писатели иной раз забывают, что подлинно художественное произведение подразумевает не только изложение фактов и событий в их последовательности, напряженный интерес к тому, что произойдет дальше, а жизненную достоверность, выразительность в передаче обстановки и, что главное, состояния или внутреннего мира героя. И еще-огромный нравственный заряд, способный всколыхнуть, воздействовать на совесть и душу...
         Да, такой "заряженностью" обладали сказка, притча, дастан и другие жанры азербайджанского фольклора. Обращением к кладезю народного творчества можно считать прозу Ильяса Эфендиева последних лет, хотя следует оговорить, что мастерски используя повествовательные приемы "сказки" или "дастана", писатель умышленно, но ненавязчиво предлагал своему читателю стилизацию, увлекаясь как бы внешним "орнаментом" сказки и пытаясь при этом связать две традиции-исконных повествовательных форм и новой, современной прозы с ее животрепещущими проблемами.В итоге мы видим, как в стиле писателя органически и неразрывно присутствуют дух, представления, психология, образ мышления народа, выражены краски и богатство его фольклора.
Это отчетливо проявляется в стилистике "сказки" (именно так обозначено в оригинале произведение и его первоначальный перевод) "О Сарыкейнек и Валехе", хотя по своим жанровым признакам правильнее было бы его назвать "романом".
        В основе его сюжета-мысль, связанная с формированием новой личности, человека передового мировоззрения, активного поборника прогресса. Но она вырисовывается не сразу, а постепенно, по мере развертывания "сказки", в которой обнаруживаются и "традиционные"злодеи, но, как и положено произведению на современную тему, с такими современными персонажами, которые занимают соответственно должности и посты "директора", "следователя", "управляющего" и т.д.
         И вот иные герои "сказки"-молодой шофер Валех и крановщица Сарыкейнек пускаются во все тяжкие, чтобы "уйти" от этих "дивов". Их трудная жизнь, а затем последующая учеба в городе, или, если говорить обобщенно, нравственный итог их исканий, поисков счастья в жизни и гармонии в семейных взаимоотношениях есть то главное, ради чего и "собирает в круг" своих слушателей "сказочник" Ильяс Эфендиев. И победа его молодых героев над изощренными злодеями "из жизни"-также победа нравственного порядка, торжество добра над злом.
         Здесь хотелось бы отметить другую особенность "сказки" Ильяса Эфендиева. И не только этой. Она разрушает всякие тематические и жанровые перегородки. Ведя разговор на рабочую тему, она прежде всего акцентирует внимание на психологических коллизиях, говоря об исканиях молодых героев, выводит читателя на передний край борьбы с современными "злодеями". Начавшись на "деревенской" стройке, пути-дороги приводят Валеха, оставившего свой самосвал, и Сарыкейнек, спустившуюся со своего рабочего места-башенного крана ради учебы в институте, в большой столичный город. Так "деревенская" и "рабочая" темы смыкаются с "городской", наглядно демонстрируя условность всяких межей и перегородок. Жанр "сказки" растворяется в "повести" о современности, которая по всем своим параметрам отвечает требованиям романа.Более того, и в этой "сказке", и в "Кизиловом мосте" мы как бы становимся свидетелями спора-диспута, который ведут его молодые герои с другими, присутствуем при размышлении автора с самим собой, участвуем в дискуссии, намечающейся с невидимыми оппонентами.
        Спор принципиальный, на самые что ни на есть актуальные темы: каким должен быть руководитель коллектива, как должны определиться взаимоотношения в семье, что главное в жизни, труде, в любви, товариществе, дружбе?.. Эти и другие вопросы также непреходящи, как и явления, которые они подразумевают. В сущности вопросы эти-философские, ответить на которые-значит определить смысл жизни, труда и борьбы молодого современника. В "Повести о Сарыкейнек и Валехе", в пьесе "В хрустальном дворце", да и в некоторых других своих произведениях он бичует пороки разного рода, явления и поступки, которые мешают обществу на его пути к прогрессу. В чем он видит причину подобных негативных явлений, таких, как местничество, карьеризм, взяточничество, вещизм, обывательские настроения и т.п.?
         Конечно, в разных жизненных ситуациях и историях подобного рода явления могут иметь самые различные причины... Но в том-то и состоит задача писателя, чтобы суметь найти главную причину, психологическое обоснование тому, что он наблюдает и хочет представить своему читателю. Нельзя, конечно, зло возводить в некий абсолют, считать категорией постоянной. Думать так-значит смириться с ним. Зло усиливает свою активность тогда, когда ослабевает воздействие добра. Вот почему в его произведениях, и это происходит как-то само собой, сталкиваются и спорят противоположные полюсы. В "Сарыкейнек и Валехе", например, это "всесильный" Меджидов-директор совхоза, который хозяйничает в нем больше для собственного обогащения, чем на пользу людям. И это происходит потому, что остальные, окружающие его люди, подчиненные, близкие и домочадцы потакают ему, угодничают, подхалимничают... Рождается порочный круг, который бывает трудно разорвать, если с самого начала не препятствовать его созданию... Критики писали об активности молодых героев Ильяса Эфендиева. В частности, о том, что иные, чистые душой и помыслами Валех и Сарыкейнек не могут согласиться с порочной жизненной философией и практикой Меджидова и ему подобных; они непримиримы к всякого рода нарушениям, бескомпромиссны и готовы бороться за истину. И, что показательно, молодость, помноженная на активную жизненную позицию рабочего человека, в конечном итоге обусловливает торжество добра.
         Важным становится именно рабочая психология героев, которая и "видит", и осмысляет, и судит по законам совести тех, кто нарушает и общественные, и правовые законы, мешает героям на их пути к счастью.
         В его повестях нередко возникали конфликты и на "производственной" почве. В этих повестях речь шла не о каких-то исключительных событиях или обстоятельствах; при этом они были лишены и внешней занимательности или многозначительного сюжета, развитие которого обычно само по себе обусловливает известный интерес к повествованию. Автор рассказывал о жизни, труде, любви своих молодых героев-обычных молодых людей; среди них-и колхозный механизатор, и культработник, и доярка, и зоотехник, и инженер. Мы наблюдали каждодневные их будни, их профессиональные заботы и интересы, их взаимоотношения с другими-своими товарищами по работе, близкими, родными... По мере развертывания сюжета, фиксирующего обыденные случаи и факты биографии героя, постепенно возникает психологический срез повествования, читатель как бы втягивается в спор-полемику, которую ведет герой со своим оппонентом, размышляет, сомневается, ищет ответы на острые, порой мучительные вопросы.
         Цельные, заслуживающие внимания три женских образа создал писатель в трех повестях-"Кизиловый мост", "Ивы над арыком", "Любовь за семью горами". Это-своеобразный триптих, представивший собирательный портрет нашей современницы. Эти героини-Сария ("Кизиловый мост"), Нурия ("Ивы над арыком"), Салима ("Любовь за семью горами") по отношению к людям, к делу, к собственной своей жизни очень похожи, похожи как родные сестры. И в этом нет ничего удивительного. Они не повторяют друг друга, а словно отражают те новые и разные черты и грани, которые обнаруживают наши современницы-родные сестры молодых героинь писателя. Они поставлены в разные жизненные ситуации и в конкретности своих индивидуальных судеб обнаруживают эти новые черты, качества, выделяющие их из толпы сверстниц.Следует выделить их типичность, мастерство типизации, позволившее автору при создании некоего собирательного образа в трех повестях сделать каждый из них индивидульно-неповторимым. Ведь то общее, что объединяет Сарию, Нурию и Салиму, отчетливо обозначено-нравственная цельность, максимализм, свойственный юности, честность и способность к самопожертвованию во имя счастья других.
        С другой стороны, неповторимы жизненные судьбы, индивидуальны характеры и обстоятельства, разнообразны по форме проявления все те замечательные качества, которыми обладают эти девушки. Впрочем, давайте поговорим об этом поконкретнее, опираясь на фабулу одной из повестей, в данном случае-повести "Кизиловый мост".
         Вот юная Сария. Она задумывается о смысле жизни и, обращаясь к мужу Адилю, спрашивает: "... Вот ты говоришь: расти, стремиться, развиваться... для этого создан человек. А разве человек создан не для счастья? Помнишь, один писатель, не помню кто, сказал: человек рожден для счастья, как птица для полета".
        И далее, посредством внутреннего монолога раскрывается семейная подоплека ее размышлений, смысл поисков ею любви и счастья: "Я часто думала об этом, но мне не по силам было "уяснить себе"-назвать словами, в чем же состоит счастье. Я чувствовала только, что счастье-это что-то очень хорошее и, наверное, я этого еще не испытывала.
         Видно, я была слишком легкомысленная для такого человека, как Адиль. И я старалась быть умней, серьезней, чтобы хоть немного походить на мужа. Ведь нам вместе жить..."
         И вот ее мужа Адиля-как строителя направляют в район. Она едет с ним; ей, окончившей строительный техникум, можно работать рядом, плечом к плечу со своим мужем-что может быть заманчивей для молодой жены и молодого специалиста в одном и том же лице?!.. Идет строительство дороги, которая должна соединить горный колхоз с рабочим центром, и Сария активно включается в строительство моста на одном из участков этой дороги, находит не только удовлетворение, но подлинное счастье в труде, в коллективе строителей.
        Так обозначается "производственная тема". Но этим она и завершается, ибо дальнейшее развитие сюжета, хотя также связано с обстоятельствами и условиями строительства, но прежде всего обусловлено нравственно-психологическим конфликтом, который обнаруживает многое. Избегая резкого, "прямолинейного" противопоставления персонажей, писатель исподволь намечает и вычерчивает "точки расхождения" молодых супругов.
         Кто таков Адиль? Традиционный, ставший расхожим уже в литературе персонаж, этакий муж-ретроград, не понимающий запросов своей жены?.. Отнюдь. В его образе нет явных отрицательных штрихов, а поведение, можно сказать, безукоризненно, отношение к работе-не оставляет желать лучшего... Хотя его и обеспечили в городе хорошей работой, но, если это нужно, он едет в район, руководит коллективом строителей, проявляет себя как отменный организатор производства, о котором даже создается радиоочерк, говорят в министерстве...
         Но вот эта фигура передового организатора производства как бы подвергается проверке на прочность на самом уязвимом для него "участке"-в сфере семейных отношений. Глазами Сарии, так сказать, с близкой дистанции подаются его дела, участие в строительстве, и мы становимся свидетелями его бездушия, рационалистической прямолинейности, исключающей внимание к другим, человечность и доброту. Дает о себе знать нравственная ущербность, привитая в атмосфере "обеспеченной семьи". И, наоборот, насколько человечней и проще, добрее и чище оказывается Сария, выросшая в некомфортабельных условиях простой рабочей семьи. Воспитание, которое она получила в своей семье, главой которой был человек труда-простой шофер грузовика, определяет ее нравственный кругозор в самостоятельной жизни, делает убедительной не только ее близость к строителям, с которыми она работает, возводя мост, но, что закономерно, последующие, вытекающие из драматических обстоятельств, ее поступки и решения. Критическая ситуация еще более обнаруживает расхождение во взглядах и жизненных позициях молодых супругов: главным на стройке для Адиля оказывается план и его выполнение любой ценой, для Сарии же-ответственность за людей, человечность... Такие вроде бы "неразлучные" и в то же время такие "несовместимые", как это показано в повести, критерии.
        Чуткий к тому, что происходит в самой жизни, ко всему, чем живет его современник, писатель обратил внимание на одну из главных в "производственной теме" нравственно-психологических коллизий, так часто возникающих в жизни и труде человека, ступившего на порог века научно-технической революции. Герой деятельный, реформатор производства, человек дела оказывался в произведениях, представлявших подобные коллизии, уязвимым именно в сфере проявления чувства. Занятый "своим делом", активно проявляя себя в труде, науке, производстве, творчестве, такой герой обнаруживал практицизм, расчетливость, некую суховатость в делах иных-в общении с коллегами, в дружбе, в любви.
        Это и случилось, должно было случиться и с Адилем, который в какой-то момент оказался за чертой, разделившей его от коллектива, собственной жены. Не какие-то "побочные" обстоятельства-увлечение Сарии бульдозеристом Гарибджаном, или несчастный случай (Гарибджану, спасающему мост от затопления, придавило ногу, и Сария везет его в город на операцию на служебной машине мужа), а главное, что намечалось исподволь в характерах, жизненных устремлениях, самом мировосприятии молодых супругов, и обусловило это отчуждение.Психологически достоверно, в соответствии с нравственным кодексом его молодых героев, Ильяс Эфендиев решает "производственную коллизию", которая под его пером превращается в "нравственно-психологическую", даже, если хотите, "лирическую", обнаруживая во всей стилистике повести органический лиризм. И другое: затронув "производственную" тему, писатель подметил и показал одну разновидность такого "организатора", чувства и нравственные представления которого явно не поспевают за ростом его же технических и организаторских способностей.
         Образ Сарии-прямой вызов практицизму, бездушию, черствости, которые обнаруживает в критический момент Адиль, то есть обнаруживает по существу полнейшую безнравственность по отношению к коллективу, а еще точнее-полную несостоятельность как "человек дела".
         И в таком решении жизненного конфликта-весь Ильяс Эфендиев, бескомпромиссный и сурово осуждающий своего "антигероя", не говоря уже о том, что подобное решение-красноречивее любого ответа на поставленный вопрос о том, что главное для писателя в "производственной теме"...
         Другое дело-отношение к поступку Сарии, который Адиль (да и только ли он?) воспринимает как проступок ее... Без разрешения мужа, на его служебной машине везти в город молодого человека (правда, на операцию и из самых гуманных побуждений), который к тому же, быть может, приятен ей,-как это укладывается в кодекс поведения молодых героев?.. Можно ли осуждать Сарию за это, или, наоборот, следует похвалить?.. Попытаемся сперва, так сказать, войти в положение ее мужа...А, впрочем, споры на этот счет возможны, и тем-то и интересна эта-одна из самых лучших повестей И.Эфендиева, что она неоднозначна в решении трудных жизненных конфликтов.
         Поначалу не все безоговорочно воспринимается в поведении героев писателя, в их жизненной позиции. Например, возникает желание не согласиться с поступком Сарии, которая делает шаг, не укладывающийся в рамки привычных семейных взаимоотношений.
         Но это-не только "семейная тема", которая неожиданно и оправданно становится вдруг "мелкой", не столь значительной, ибо она как бы перерастает в гуманистическую тему. И становится понятно, что поступок Сарии-не только реален, возможен в жизни, но что он-единственно приемлемый для человека, который еще ранее, в начале повести, дал заявку на то, чтобы считаться человеком принципов, живущим по требованиям собственной совести. Ильяса Эфендиева критики считают основателем психологическо-лирической драмы, можно сказать, он-лирик и в прозе. До появления его книг преобладали произведения, воссоздающие нравственные и социальные проблемы в их, главным образом, событийном выражении, в то время как он углубляется в мир души и эмоций, выдвигая на первый план психологизм и лиризм... В тот момент, когда он начинал, привычными были эпически обстоятельное изображение действительности, многоплановое и масштабное воссоздание событий и целых десятилетий, хронологическая последовательность.
         Вот почему писатель основное внимание уделил не обстоятельствам и событиям, а человеку, пытаясь через него раскрыть и значение внешних событий, больших перемен, свидетелем которых он оказался. Это стремление со временем и вылилось в то, что критики называли "лирико-психологическои, лирической прозой.
         Все герои Ильяса Эфендиева в основном люди молодые, молодежь.
         В одной из своих книг писатель откровенно признавался в своем пристрастии к молодости. В эпилоге к повести "За семью горами" он писал:
        "Разумеется, я за них и с ними. Я даже кое-где невольно подтасовал картишки в их пользу, подпускал сентиментальности, безвредно грешил против психологической достоверности, что, конечно, не укрылось от вас, мои взыскательные читатели, как не укроется от глаз всевидящих, всезнающих критиков. Но ведь повесть моя не для них, а для тех, кто юн, и тех, кто все еще юн душой".
        Хотя эти слова было сказаны в связи с историей взаимоотношений Салимы и Шахлара из повести "За семью горами", но мы понимаем: писатель имеет в виду всех тех молодых своих героев, которые в беспокойном поиске смысла всего-любви и счастья, жизни и борьбы.
Послушаем, о чем они мечтают, размышляют и спорят:
- ... "Ревность-сейчас это не в моде. Глупое чувство!
- А как любовь? Любить тоже глупо?
- Как именно? Как Лейли и Меджнун?
- Да, как Лейли и Меджнун.
- В двадцатом веке, как вам должно быть известно, ценятся прежде всего скорость, быстрота, темп, ритм. У нас нет времени быть такими, как Ромео и Джульетта. Мы можем в несколько секунд взлететь в космос, можем в миг превратиться в пепел..."
 
Это спорят о любви Салима и Гюлябетин из повести "Любовь за семью горами", и разговор двух "соперниц" перерастает в своеобразный "внутренний" диалог, который ведет с собой же Салима, отыскивающая в этом философском споре с "внутренним" оппонентом смысл и стимулы жизни, своей и своих товарищей:
"А вдруг Гюлябетин права? Что, если жизнь в Орлином Ущелье-это беготня с утра до вечера, заботы о рационах, о стельных коровах и телятах, перебранки с Севдималы-ами и все остальное-никому не нужна и бессмысленна? Может, действительно настоящее счастье ждет человека только в личной жизни?.. Но ведь мир так велик, в нем столько прекрасного! А личное-лишь крошечная частица его, дорогая, близкая к телу рубашка. Впрочем, личная жизнь понятие относительное. Если тебя волнует этот большой мир, значит он тоже становится твоим личным. Дело в том, насколько широк круг твоих интересов. Все то, что тебя тревожит, все, что тебе дорого, это и есть личное, хоть вся вселенная".
          Ильяс Эфендиев оставил большое литературное наследие в прозе и драматургии; его пьесы заняли прочное место в репертуаре азербайджанского театра, а романы, повести и рассказы выдержали несколько переизданий, выходили на разных языках, в разных странах. Из большого списка его произведений выделим лишь часть, изданных и на русском языке. Это-пьесы "Вешние воды", "В семье Атаевых", "Ты всегда со мной", "Не могу забыть", "Уничтоженные дневники", "Моя вина", "Песня осталась в горах", "Странный парень", " Хуршидбану Натаван", "В хрустальном замке", "Одинокая ива", повести и романы "Ивы над арыком", "Строители моста", "Сказка о Валехе и Сарыкейнек", "Не оглядывайся, старик!", "Трехлинейка" и другие.
 
Гасан Гулиев "Азербайджанская литература"
 
Источник: http://www.axtar.az/ 
Категория: Писатели и поэты | Добавил: natiq (08 Окт 2007) | Автор: Натиг
Просмотров: 1037 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2024 | Конструктор сайтов - uCoz